Avish.ru
Журнал для домохозяек :)
 Подпишитесь на новые статьи:

Колизей

/ Просмотров: 4170

Амулет «Вечного города»

Если все дороги, как известно, ведут в Рим, то маршруты «Вечного города» сходятся именно в этом месте. Величественный Колизей на протяжении не одной сотни лет не только визитная карточка и главная достопримечательность, но еще и охранный амулет Рима. Эту миссию Колизею пророчествовал еще в VII веке один монах-британец, сформулировав изречение, ставшее крылатым: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир». Колизей, хоть и не раз был под угрозой гибели, все же выстоял, и, пройдя через вековые испытания, стоит до сих пор. А рассказы о его истории, произнесенные гидами на разных языках мира, звучат сегодня эхом среди каменных стен, трибун и многочисленных арок…

Строительство

Время начала строительства Колизея нельзя назвать удачным ни для самого Рима, ни для империи в целом. Тремя годами ранее, в 68 н.э. году, был свергнут император Нерон, вскоре покончивший с собой. В борьбе за трон победил Веспасиан из рода Флавиев, в 69 н.э. году он стал новым римским императором и, будучи человеком деятельным, сразу приступил к восстановлению города. Местом для постройки главной римской арены было выбрано дно искусственного озера, вырытого еще по приказу Нерона для украшения своей резиденции, знаменитого Domus Aurea – «Золотого Дома». Предание гласит, что римляне строительством Колизея были очень довольны, поскольку роскошного дома тирана, как впрочем, и самого Нерона, они не особо любили.


К сожалению, история не донесла до нас имя архитектора, спроектировавшего этот грандиозный памятник античного Рима. Как известно, при его возведении использовали труд рабов, однако инженерное совершенство здания и качество постройки говорят о том, что привлекали и квалифицированных специалистов.

Начатое Веспасианом строительство продолжалось почти 10 лет, и было завершено уже при его старшем сыне римском императоре Тите в 80 году н.э.

Торжества по случаю открытия главной римской арены продолжались безостановочно 100 дней. За это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей.

Однако, память об императоре Нероне стереть оказалось не так просто …

Откуда имя?

Официально новая арена именовалась амфитеатром Флавиев, амфитеатром Цезаря или просто Ареной, однако в истории закрепилось название Колизей, которое, причем, появилось гораздо позже. Версий его возникновения несколько:

Первая и самая распространенная, как раз связывает данное название с именем Нерона. Дело в том, что на площадке перед амфитеатром стояла 36 метровой бронзовая статуя императора-самоубийцы - Colossus Neronis. Предполагается, что название - Колизей - произошло от слова «колосс» - «огромный, колоссальный».

Вторая гипотеза заключается в том, что слово «Колизей» происходит от Collis Iseum — так назывался расположенный рядом с сооружением холм, где стоял храм богини Изиды.

Согласно третьей, любопытной, теории, это искаженное colis eum? (ты ему поклоняешься?) — такой вопрос был частью ритуала сатанистов, ведь легенда гласит: в эпоху Позднего Ренессанса Колизей по ночам использовали для совершения языческих обрядов и ритуалов черной магии.

Устройство

В центре Колизея находилась арена, окружённая террасой, где располагались ложи императора, видных сенаторов, судей и пап. Император со своим приближением имел отдельный вход. Остальные зрительные места были разделены на три яруса:

  • нижний ярус - знатные вельможи и богатые коммерсанты,
  • второй - для свободных граждан Рима среднего сословия,
  • последний - для простого люда.
  • На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота Classis Miseniensis. Что они там делали? Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого здесь была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управления парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Под ареной находились специальные проходы, которые использовались при проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. В Колизее существовало два специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили помилованные гладиаторы, через другой выносили мёртвых.

    Четыре основных входа в Колизей позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Общая средняя вместимость Колизея составляла около 50 тысяч человек, но могло войти до 68 тысяч. Но нужно также заметить, что туалетов там не было, нетрудно представить, какие последствия из этого вытекали...

    Предназначение

    «Хлеба и зрелищ!» - скандировала толпа. «Хлеба и зрелищ!» - такова была и политика правящей части римского общества. Патриции понимали: чтобы удержать в повиновении народ, нужно, во-первых, чтобы люди были сыты (или, хотя бы, не слишком голодны), а во-вторых, постоянно запудривать мозги доверчивым гражданам всевозможными кровавыми зрелищами. Посему за вход в Колизей – главную арену Рима, плата не взималась, к тому перед входом бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба.

    На арене Колизея можно было увидеть бои гладиаторов (обычно это были специально подготовленные рабы), охоту на хищных зверей, привозимых из далеких стран, морские бои - навмахии, для проведения которых арена заливалась водой. Считается, также, что Колизей был местом мученичества первых христиан.

    Кроме того, здесь проходили конные состязания, спортивные соревнования и нечто похожее на современные концерты. Организация подобных зрелищ являлась одной из негласных обязанностей правящего класса и была верным способом завоевать любовь народа. Как дело государственной важности, связанное к тому же с большими расходами, проведение игр регулировало множество законов.

    Колизей использовали по прямому назначению в течение четырех с половиной веков, и за это время его неоднократно достраивали, частично перестраивали и ремонтировали, не меняя общей конструкции. В 217 году верхние ярусы сгорели в результате пожара, вызванного ударом молнии, но их восстановили. В 248 году в Амфитеатре торжественно отпраздновали тысячелетие Рима.

    Последний бой гладиаторов состоялся в 404 году, а в 405 подобные зрелища запретили как противоречащие духу христианства, которое к тому времени стало господствующей религией. По ряду свидетельств, в середине V века Колизей еще сохранял первоначальный вид, но уже спустя 50 лет был сильно разрушен, возможно, в результате землетрясения. Звериные травли устраивали в Колизее еще больше века - последнюю провели в 523 году, уже после падения Римского государства. Еще некоторое время Амфитеатр изредка использовали как арену, но к VIII–IX веку его полностью забросили.

    История

    Колизей оказался гораздо прочнее породившей его империи и пережил еще много событий. В Средние века в нем строили храмы и даже дома. В XI–XII столетиях два знатных римских семейства, Франджипани и Аннибальди, оспаривали его друг у друга, используя как укрепленный замок. В начале XIV века Колизей возвратили Церкви. В XV–XVI столетиях Амфитеатр поделили между религиозными орденами, и в это время здесь устраивали представления, изображавшие Страсти Христовы, посмотреть которые стекались толпы людей, пока и их не запретили как слишком возбуждающие народ.

    Церковь вообще относилась к древнему сооружению не слишком почтительно. Один римский папа намеревался разместить здесь суконную фабрику, другой организовал мастерские по производству селитры. На рубеже VI–VII веков папа Григорий Великий ввел практику переработки древних храмов и зданий для возведения новых церквей, и в последующие столетия это стало главной бедой Колизея - он фактически служил общедоступным источником стройматериалов.

    Из его обломков соорудили 23 больших дома для видных аристократических семейств, шесть церквей, канцелярию Папы римского, несколько мостов, гавань, а его мраморную облицовку использовал для работы Микеланджело. Колизей был феодальной крепостью, обиталищем нищих и даже фабрикой по производству селитры, для чего туда свозились нечистоты города, а римский папа Сикст V предполагал даже полностью снести Колизей и проложить на его месте широкую улицу.

    «То, что не успели разрушить барбари (варвары), растащили Барберини»

    Постепенно Амфитеатр таял - его камни разбирали, нижний ярус арок постепенно уходил под землю, на развалинах росли деревья и даже жили дикие звери.

    Самый серьезный вред уникальному сооружению нанесли мирные жители столицы. В средние века они превратили его в своеобразную каменоломню, где добывали строительные материалы. Сорванные со стен мраморные плиты пережигали на известь, статуи растащили для украшения дворцов. Особенно усердствовало знатное семейство Барберини, за что и увековечено в поговорке: «То, что не успели разрушить варвары («барбари»), растащили Барберини». Обломки античного Рима служили строительным материалом и в более позднее время.

    Как памятник истории и архитектуры Арену начали воспринимать только в XVIII веке. Первым папой, которого тронула судьба Колизея, стал Бенедикт XVI. Он почитал его как место, где встретили смерть многие христианские мученики (хотя не все современные ученые с этим согласны), и в память об их страданиях установил в середине арены огромный крест, а рядом - несколько алтарей. Данные символы просуществовали до 1874 года.

    И с того времени Колизей постоянно реставрировали: в разные периоды укрепили сохранившиеся стены, которые грозили обрушиться, отремонтировали внутренние лестницы, достроили некоторые утраченные части, провели раскопки и обнаружили подземные помещения. В 1997 году осуществили грандиозное обследование Колизея с помощью современной лазерной и инфракрасной аппаратуры. Эти работы позволили создать точную карту Амфитеатра и выявить места наибольшей деформации конструкции.

    Символ

    Пока миру нечего опасаться, Колизей, пусть и полуразрушенный, продолжает стоять. Сейчас он служит величественной декорацией для современных шоу, местом паломничества туристов и художников, бросает вызов археологам и историкам, является одним из самых известных в мире символов.

    Это символ архитектурного совершенства и инженерного мастерства. Символ Древнего Рима, его величия и жестокости, который по-прежнему актуален: в связи с казнью Саддама Хусейна в Италии прошла акция сторонников введения моратория на смертную казнь, частью которой стал Колизей. По инициативе мэра Рима Вальтера Велтрони каждый день с наступлением темноты арки сооружения зажигались, напоминая о тысячах жизней, которые оборвались здесь когда-то.

    Это самый узнаваемый символ Италии и Рима, на картах его часто используют для обозначения столицы - Вечного города.

    Одно из самых популярных в мире изображений, которое можно увидеть повсюду: на экранах мобильных телефонов, в обоях для рабочего стола компьютера, на старых картинах художников и на современных фотографиях.

    Наконец, Колизей вызывает и продолжает вызывать сильные эмоции у многих людей - своим прежним предназначением, нынешним упадком и вневременным величием. Об этом в 1845 году прекрасно сказал Чарльз Диккенс:

    «Колизей и поныне так внушителен и неповторимо своеобразен, что всякий, входя туда, может, если захочет, увидеть на мгновение это исполинское здание таким, каким оно было, когда тысячи разгоряченных лиц были обращены к арене, а там, среди вихрей пыли лилась потоками кровь и шла такая яростная борьба, описать которую бессилен язык человеческий. Но уже в следующий миг пустынность и мрачное величие этих развалин рождают в посетителе тихую грусть; и, быть может, никогда больше не будет он так взволнован и потрясен никаким другим зрелищем, не связанным непосредственно с его личными чувствами и переживаниями…»

    Как добраться?

    Станция метро Colosseo, расположенная в непосредственной близости от одноименной площади (P. Colosseo).

    Колизей работает

    летом вторник-суббота 09.00 – 18.00,

    зимой до 09.00 - 15.00

    воскресенье до 13.00

    Татьяна Жидкова