Avish.ru
Журнал для домохозяек :)
 Подпишитесь на новые статьи:

Достопримечательности Барселоны

/ Просмотров: 2038

Храм искупления грехов, Чудо-парк, Каса-Мила, Каса-Батло

Официальной столицей Испании является Мадрид. Но большее внимание туристов привлекает приморский город Барселона. Говорят, что это главные ворота в Испанию. Действительно, Барселона – сказочный город. Даже и не думайте разгадать все его тайны за один день. Оторвитесь от однообразных пляжей и посвятите как минимум неделю осмотру Барселоны. Проникнетесь ее необыкновенной атмосферой, почувствуйте всю прелесть жизни в ней. Этот город вас не разочарует, потому что великий испанский архитектор Антонио Гауди вложил в него всю свою душу.

Надо заметить, что Барселона не всегда была такой красавицей. В XIX веке она переживала архитектурный кризис: за исключением готического центра, город имел, в сущности, деревенскую структуру, современный стиль жизни находился в противоречии с городским устройством. В 1875 году автор одной из местных газет писал: «Барселона – это лабиринт грязных улочек, плохо построенных новых или тесных старых домов, между ними высятся горы мусора, в которых гнездятся вороны. Теснота, сырость, смрад. Где просторные проспекты? Где сады? Где бульвары? Где площади? Где все то, что в остальной Европе называют «современным городским планированием»?

Именно в этот период в глубинах испанской архитектуры начинает пробиваться удивительное растение, которое в скором времени расцветет причудливыми мозаичными лилиями и ирисами на фасадах гранд-отелей европейских столиц, завьется сказочными изгибами чугунных решеток. Этот стиль получил название «модернисме».


Толпы собирались перед первыми модернистскими домами Барселоны, с удивлением разглядывали дуги-радуги окон – вместо обычных квадратных прорезей, необыкновенные растительные узоры – вместо классических кариатид.

Возникновение модернизма связано с обновлением, внесенным гениальной рукой каталонского архитектора Антонио Гауди, который подарил миру нетленные образцы своего сюрреалистического и абстрактного искусства.

Неземной храм искупления грехов

Одним из символов Барселоны считается собор Святого Семейства (Sagrada Familia), храма Искупления. Он высится над городом и издалека напоминает готический храм, а вблизи похож на остатки кораллового рифа. Ничего подобного нет во всем мире. Нашему прагматическому уму трудно поверить, что его мог создать человек. Откуда же взялось это чудо, приводящее путешественников в трепет и по сию пору не оставляющее никого равнодушным?

Его строительство началось во второй половине XIX века. Первый камень к этой достопримечательности Барселоны был заложен в 1882 году под руководством архитектора Франсиско де-Паула-дель-Вильяра, вскоре оставившего проект из-за разногласий с церковью. В 1884 году главным архитектором был назначен молодой мастер Антонио Гауди-и-Корнет. Он попытался построить его в своем оригинальном «природном» стиле. Этому великому творению Гауди посвятил более 40 лет, а последние 12 лет своей жизни, с 1914 по 1926 гг., мастер занимался исключительно строительством храма, отказываясь от других предложений.

Постройка задумана как гигантская евангельская энциклопедия – собрание сюжетов и образов Нового Завета. Первоначальный проект включал в себя возведение огромного свода с тремя фасадами, каждый из которых воплощает в себе: западный – Рождество Христово, восточный – Страсти Господни и южный – Славу Божью (Воскресение Христово). 12 башен символизируют 12 апостолов, центральная башня с четырьмя башнями вокруг – Христа и четырех евангелистов, а одна боковая – символ Девы Марии. На внутренних дверях изображены десять заповедей, на капителях колонн – добрые дела, на основаниях – грехи. Гауди замыслил поставить храм искупления всех грехов человеческих. Он и тогда, в конце XIX века, замахнулся на непостижимое. А кто мог предвидеть, сколько еще грехов прибавится за следующее столетие! Достроить собор Святого Семейства для барселонцев стало делом чести.

При жизни Гауди работал над созданием Рождественского фасада, успел построить нижнюю церковь, аспиду, часть галереи на уровне портала Богоматери с Четками. Расположение галереи оригинально тем, что она охватывает все здание. Аспида украшена скульптурами ящериц, змей и двух гигантских улиток. Фасад собора отражает любовь архитектора к природе, где в скульптуре запечатлены сто видов растений и животных, а две главные колонны стоят на черепахах.

Великий архитектор не закончил свой проект. 7 июня 1926 года Антонио Гауди совершал ежедневную прогулку до церкви Сант-Фелип-Нери. По обыкновению, он был погружен в свои мысли, и в этот момент неожиданно его сбил трамвай. Прохожие не узнали в бедно одетом старике знаменитого барселонца, да и документов и денег у него не оказалось. Таксисты отказались вести пострадавшего в больницу. С запозданием умирающего доставили в клинику, где записали под чужим именем. Когда же люди узнали, кто умирает на больничной койке, Гауди успел исповедаться. Спустя три дня он скончался и был похоронен в крипте (подземной часовне) сооружаемого здания, которое он так любил. Если бы не трагическая смерть под колесами трамвая – возможно, мы увидели бы больше.

После кончины мастера работы по проектам продолжала группа самых близких его последователей, среди них: Сугранес, Квинтана и Матамела. Но все работы прекратились в 1935 году на 20 лет в связи с гражданской войной и пожаром, в результате которого была разрушена подземная часовня, сгорела часть здания и множество проектов, рисунков, гипсовых муляжей из мастерской Гауди. В 1954 году возобновились работы по строительству западного фасада здания, в иконографии которого доминировала тема смерти Христа, а в 1990 году – работы по строительству нефов и сводов собора.

Храм Святого Семейства – уникальное и монументальное творение одной из лучших достопримечательностей Барселоны будет завершено тогда, когда закончится строительство 18 башен-колоколен, существующих в проекте Гауди. В их верхней части мастер предусмотрел место для колоколов-туб. Эти колокола должны будут звучать вместе с пятью органами, вмонтированными внутри храма и 1500 голосами церковного хора, который будет располагаться по обеим сторонам нефа со стороны фасада Славы. Как хотелось бы дожить до того дня, когда небесная музыка в отверстиях башен-труб зазвучит по всей Барселоне в честь человека, создавшего еще одно чудо света! Его титанический труд, без сомнения, будет вознагражден.

Во времена Гауди святыню строили на частные пожертвования и милостыню, а сегодня – на деньги, вырученные от продажи билетов. Интересно, что жители района, где расположен собор Святого Семейства, с начала работ и по сей день платят добровольный налог, правда, очень маленький, который идет на строительство храма. Никто не скрывает, что в Барселоне не очень хотят заканчивать это вечное строение. Гауди тоже не спешил, ему нравилось называть строящуюся церковь «открытым произведением», и если его спрашивали, когда строительство будет закончено, он отвечал: «Клиент, заказавший мне эту церковь, не торопится». И на самом деле, это незавершенное его произведение представляет собой «вечную» открытую строительную площадку, где работы не затихают и продолжаются годами.

В данный момент часть храма все еще находится в строительных лесах. Сроки завершения строительства несколько раз менялись, но, по последним данным, наконец, объявлена точная дата окончания работ – 2025 год.

В окончательном варианте собор Святого Семейства будет иметь высоту 110 метров и длину 45 метров. Это будет одна из самых больших и прекрасных церквей христианского мира.

Чудо-парк

Столь же необычен и спроектированный архитектором Антонио Гауди Парк Гуэль (Parc Guell). При жизни никто не понимал ни его волнистых домов, ни скульптур, усыпанных битым стеклом и фарфором. «В природе не существует прямых линий, она не бывает одноцветной», - любил повторять Гауди. Поэтому у него все такое радужное и буйное.

Богатый промышленник Эусебио Гуэль, финансировавший многие работы Гауди, будучи большим поклонником английского города-сада, вошедшего тогда в моду, решил построить на 15 гектарах принадлежавшей ему территории жилой квартал из 60 домов и заказал архитектору разработать своеобразную модель квартала, предоставив ему полную свободу как в разработке конструкций, так и в орнаментально-декоративном оформлении. Будущим обитателям этих домов меценат обещал, что здесь им будет обеспечен новый, динамичный ритм жизни.

Несмотря на предполагаемый успех предприятия, этот эксперимент провалился (эта территория считалась слишком удаленной от центра города): было продано всего два участка, один из которых купил сам Гауди, а второй – его друг доктор Альфонс Триас. В связи с этим власти Барселоны приобрели в 1922 году всю собственность этого района и решили устроить здесь городской парк, огородив его высокой стеной.

Многие сравнивают Парк Гуэля со «Страной чудес», о которой рассказал Льюис Кэрролл в своей «Алисе в Стране чудес». Узкие извилистые тропинки и широкие дороги на склоне горы, откуда открывается почти весь город, сходятся и вновь разбегаются, вьются серпантином между кустов дрока и агавы, мимо сосен с изломанными стволами и стройных пальм.

Главный вход этой достопримечательности Барселоны представляет собой красивые ворота из кованого железа, рядом с которыми по обе стороны высятся прелестные павильоны, облицованные цветной керамикой. От главного входа начинается двойная лестница, между пролетами которой расположены декоративные элементы: скульптуры животных с мозаичной облицовкой (среди них всегда присутствующий у Гауди – дракон), в сверкающем обрамлении водяных брызг. Лестница ведет в зал под общим названием «Комната Ста Колонн» (на самом деле их всего 86). В этом фантастическом зале изогнутые дорические колонны поддерживают свод, который, кажется, тоже находится в постоянном движении, потому что имеет волнистую форму, а элементы и материалы его отделки (осколки бутылочного стекла, тарелок, керамических изделий) свидетельствуют о том, что Гауди значительно опередил свое время в выборе форм и красок, предвосхитив современное искусство.

В 1912 году он закончил ограждение зала огромной скамьей, изогнутой формы, которая считается символом его всеобъемлющего искусства. Говорят, что Гауди для выбора наиболее удобной, анатомически верной формы сидения и спинки скамьи, просил своего рабочего садиться обнаженным на гипсовую отливку и по полученному оттиску строил все сидение.

Для передвижения пешеходов Гауди спроектировал оригинальную дорожку под каменными сводами, напоминающими окружающую природу. В чудо-парке камень оживает, а цветы, деревья, животные, напротив, застывают в причудливо сказочном образе. Все это стало почти идеальным воплощением мечты мастера о том, что «архитектурные сооружения не должны бросать вызов природе, но гармонировать с ней и, если возможно, даже сливаться в единый ансамбль».

В центре парка, в здании оригинальной конструкции находится Дом-музей Гауди, в котором мастер прожил двадцать лет, с 1906 по 1926 год. В музее до сих пор хранятся мебель, картины и личные вещи, принадлежащие великому каталонскому зодчему.

История одной «Каменоломни» (Каса Мила)

Барселона может еще похвастать такими работами Гауди, как павильоны Гуэль, дворец Гуэль, интересные особняки - дома Висенс, «Каприз», Кальвет, колледж монастырского ордена Святой Терезы, скульптурная аллегория Первого таинства Славы для монастыря Монтсеррат, дом Батло, дом Мила «Каменоломня», каскад в парке Цитадели, фонари на Королевской площади. Это еще не полный перечень фантастических замыслов гениального испанца, который пренебрег законами природы, архитектурными и строительными канонами.

Наверняка, никто из вас, проходя по улицам, допустим, Москвы, не видел волнистых фасадов, словно вырезанных из песчаника, ни крыш, будто выстроенных из песка, причудливых лестниц, кованых балконов, узор которых напоминал бы гроздья ягод с листьями. А в Барселоне все это можно увидеть.

На Пассеич де Грасия возвышается Каса Мила (Casa Mila) – дом Мила, построенный Гауди по заказу коммерсанта Пере Мила-и-Кампс. Барселонцы придумали довольно ироничное прозвище «La Pedrera», что на каталонском языке значит «каменоломня». Не без иронии, его называли также «Осиным гнездом» и даже «Паштетным пирогом». Такой была реакция общественного мнения, которое после завершения здания оказалось в полной растерянности перед архитектурой Гауди. Это было что-то невиданное. Многим казалось, что дом Мила – это изображение каменной горы с рядом пещер, откуда исходит мощная жизненная сила. Другим – форма фасада напоминала волны, следующие одна за другой, а здание, как живое, повторяло это движение. Ясно одно, что мастер черпал вдохновение и идею замысла у природы.

Если подняться на крышу дома, можно попробовать понять неистовую фантазию Гауди и поразиться ей: отсутствие оградительных перил, сады, свисающие над внутренними двориками, печные дымоходы, похожие на суровых стражников, скрывающих лица под капюшонами плащей, – вот что представится в этом абстрактном пейзаже. Это настоящий парк скульптуры. Оформление балконов, отличающихся большим разнообразием, было выполнено совместно с Хосепом-Мария Хухолем, которому удалось создать настоящее кружево из кованого железа. Несущие стены внутри дома отсутствуют, что дает возможность свободной планировки помещений в зависимости от функциональных целей, будь то квартира или какое-либо другое место. Мозаика и расписные изогнутые потолки, колонны самых причудливых форм, вид на всю Барселону, открывающийся с крыши здания, – все удивительно и неповторимо.

Символический Дракон (Каса Батло)

Другой замечательный образец творческой одаренности Гауди – Каса Батло (Casa Batllo) – дом Батло, тоже расположенный на Пассеич де Грасия. Архитектор реконструировал дом Жозепа Батло-и-Касановас, богатого текстильного фабриканта. Архитектурное здание выглядит мифически. Изогнутая линия крыши напоминает хребет гигантского дракона. Георгий-Победоносец считается святым покровителем Каталонии. Он пронзает копьем змея, что в религиозной символике означает победу над злом. Башня-«копье», увенчанная крестом, вонзается в «хребет дракона», керамическая облицовка здания сверкает его чешуей. На фасаде символично представлены и жертвы дракона: «кости» - оригинальной формы колонны основного и первого этажей, а также «черепа» - балконы дома. Внутренний дворик – любимое пространство Гауди – украшен небесно-голубой плиткой, и свет отражается от стен и проходит в комнаты.

И напоследок…

Творения Антонио Гауди стали неотъемлемой частью Барселоны. Именно здесь находится большинство созданных им шедевров. Он подарил городу 12 зданий, превративших Барселону в город идеального стиля, некоторые из них включены в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Благодаря магическим произведениям архитектора-модерниста сюда стекаются миллионы туристов со всего мира. Барселона по праву стала городом Гауди.

Оля Зиновьева